Накопительная пенсия, которую власть упорно пытается навязать украинцам, на самом деле никакой существенной прибавки к выплатам не даст. Так считают многие эксперты, которые указывают на риски и несовершенства предлагаемой системы накопительной пенсии.
Ныне в Верховной Раде ждут рассмотрения два законопроекта, касающиеся накопительных пенсий: №2683 и №4408.
Законопроект №2683
Этот законопроект можно назвать общим. Он предусматривает обязательные отчисления на личный накопительный пенсионный счет каждого работника. Причем эти отчисления платит как сам работник, так и его работодатель.
При этом должны соблюдаться такие пропорции:
- если работник не хочет отчислять от своей зарплаты более 1%, то его работодатель должен платить за него 2% (они плюсуются к ЕСВ с работодателя) на его (работника) накопительный взнос;
- если работник согласен платить 2% своего дохода, то работодатель должен прибавить к ЕСВ "от себя" уже 3%;
- если работник готов платить 3%, то работодатель обязан отдать за него 4%;
- если работник платит 4% и более, то работодатель должен платить за него не менее 5%.
Законопроект №4408
Этот законопроект связан с созданием накопительных счетов для работников, которые трудятся в тяжелых и особо тяжелых условиях. Они имеют право выйти на пенсию раньше срока. Причем сейчас эта пенсия финансируется им из Пенсионного фонда. Теперь же хотят финансировать эти пенсии из личных накопительных счетов.
При этом работодатель будет платить за работника, который трудится в особо тяжелых условиях, на 15% выше ЕСВ, чем он платит теперь, а именно – 37% (22% + 15%). За работника, который трудится в тяжелых условиях, придется доплачивать к ЕСВ 7% дополнительно, и в сумме он составит 29%.
Собранные дополнительные деньги направляются в Пенсионный фонд, если работнику более 35 лет, и в частные пенсионные фонды, если ему еще нет 35.
В обоих законопроектах заложен большой риск:
- частные пенсионные фонды могут обанкротиться;
- они могут неграмотно вложить деньги будущего пенсионера – так, что те не дадут никакой прибыли;
- частные фонды могут "раствориться" в неизвестном направлении;
- деньги неизбежно обесценятся из-за инфляции.
В общем, человек, вышедший на долгожданную пенсию, получит от такого фонда, в лучшем случае, в 5 и более раз обесценившиеся деньги, которые почти ничего не будут стоить. В худшем – не получит ничего.
И, что принципиально важно в этих законопроектах: государство не несет никакой ответственности за деятельность этих фондов и за сохранность накопительной пенсии.
То есть, если эти законы будут приняты, то они фактически дадут заработать лишь частным пенсионным фондам. Остальные участники пенсионной триады (сами будущие пенсионеры и их работодатели) лишь потеряют собственные деньги и ничего не обретут взамен. То есть, лоббируя эти законы, власть лишь лоббирует интересы частных фондов, ко многим из которых она, не исключено, будет или уже причастна.
"Накопительные пенсионные отчисления, в силу обязательности их уплаты, являются неким аналогом налога. Поэтому распоряжаться ими должно государство и отвечать перед будущими поколениями – тоже оно. А никак не частные структуры, которые сегодня есть, а завтра их нет – обанкротились на рискованных финансовых операциях с деньгами потенциальных пенсионеров», – говорит член Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.
Что говорит зарубежный опыт
Накопительная пенсия не прижилась в странах Восточной Европы, которые пытались пройти этот путь раньше Украины. Поэтому они постепенно отказались от системы создания накопительных пенсий через частные пенсионные фонды.
МОТ (Международная организация труда) не советует Украине в нынешних экономических условиях внедрять второй уровень пенсионного обеспечения. Вместо этого рекомендуют совершенствовать первый уровень (солидарную пенсионную систему, которая является более эффективной и более жизнеспособной). Однако прислушаются ли к этим рекомендациям отечественные законодатели и законотворцы, каждый из которых уже видит себя (свою супругу, куму, тещу, детей) хозяином частного накопительного фонда, неизвестно.
Напомним, простые арифметические подсчеты показывают, что навязываемая украинцам накопительная пенсия – не более, чем профанация. Так, человек, который ежемесячно будет отчислять 4% с зарплаты в 10 тысяч гривен, сможет в старости получать прибавку к пенсии в виде 400 гривен в месяц. Да и еще неизвестно, сколько будут стоить эти 400 гривен, пройдя все круги неизбежной инфляции.