Президент Киевской школы экономики и экс-министр экономики Тимофей Милованов рассказал о деталях сотрудничества Украины с МВФ, а также опроверг несколько популярных мифов по поводу этого сотрудничества. Свои аргументы экономист обнародовал в Facebook.
Миф первый: "Хватит жить в кредит"
Такое можно часто услышать от многих наших соотечественников. Однако сегодня в кредит живет почти весь мир. Даже развитые страны берут займы, когда им нужны деньги, чтобы инвестировать в развитие, говорит Тимофей Милованов. Или даже для социальных выплат. Затем, когда ситуация налаживается, они деньги возвращают. Получается обоюдная выгода и для заемщика, и для кредитора.
Миф второй: "Нужно объявить дефолт, провести реструктуризацию"
Это - абсолютно ошибочное и даже губительное для страны мнение. Конечно, можно было бы и объявить дефолт. Но это будет полная потеря репутации для государства со всеми вытекающими отсюда последствиями.
"По сути - это предложение кинуть, не выполнить своих обязательств. Да, это можно сделать, но придется заплатить высокую цену. И поэтому, это просто невыгодно", - говорит экономист.
Далее он объясняет, что такое экономическая репутация страны, и как она отражается в деньгах. Наши, украинские, бизнесы, даже самые перспективные и лучшие, стоят дешевле европейских.
"Для оценки бизнеса берется прибыль за год (очень упрощенно) и умножается на несколько лет. Так вот, в Украине умножают на 4-5, а в ЕС на 8-10. Из-за "риска государства". Потому что что-то может пойти не так . Украина - рисковая страна", - объясняет экс-министр.
Поэтому, дефолт или реструктуризация долгов повысят этот риск, сделают Украину в глазах потенциальных инвесторов и кредиторов еще менее благонадежным государством, а следовательно, этот коэффициент станет еще ниже, а процентные ставки кредитов еще больше.
Миф третий: "МВФ - это внешнее управление"
Любой кредитор, занимая деньги, стремится их вернуть и при этом еще и заработать. Собственно, для того он и дает в долг. Поэтому претензии МВФ к Украине вполне обоснованны.
"Сейчас речь идет об антикоррупционной и судебной реформе, независимости НБУ и реалистичности бюджета. В принципе, это выгодно прежде всего нам самим", - говорит Милованов.
Если бы Украина действительно выполнила все эти требования МВФ, то наша страна уже продвинулась бы значительно дальше на пути борьбы с коррупцией и, вероятно, меньше нуждалась бы в кредитах. Ведь при распределении бюджетных средств и при сборе поступлений не было бы коррупционной составляющей.
"Но дьявол кроется в деталях. Есть много разногласий между МВФ и Украиной в том, как достигать этих целей. И здесь появляется манипуляция о внешнем управлении", - отмечает бывший чиновник.
Вероятно, в значительной степени именно этот миф относительно внешнего управления распространяется и чиновниками, которые очень не хотят реформировать страну, ведь в мутной водичке несовершенного законодательства удобнее набивать свои карманы.
"А для того, чтобы опровергнуть миф о внешнем управлении, достаточно посмотреть на нашу Верховную Раду. Законопроекты голосуются там. И никакой МВФ не способен диктовать ВР, что принимать, а что нет. Поэтому нет, внешнего управления нет, а жесткие переговоры есть" , - заключает экономист.
Кстати, вчера, 21 декабря, миссия МВФ возобновила свою работу в Украине. Правда, из-за эпидемии коронавируса переговорщики встречаются не с глазу на глаз, а в режиме онлайн.
Напомним, МВФ отговорил украинское правительство повышать минимальную зарплату в июле следующего года. Международные кредиторы считают, что это будет чрезмерной нагрузкой на украинский бюджет.