Monobank, которому отдают предпочтение немало украинцев, и который привлекает их высоким уровнем технических новинок, неожиданно признал, что его клиенты также становятся жертвами мошенников. Так, только за 5 месяцев этого года, с марта по июль, аферисты обманули клиентов monobank на сумму более 111 миллионов гривен.
В этом признался в своем Telegram-канале один из соучредителей банка Олег Гороховский. Сумма, на которую мошенники "нагрели" клиентов банка, конечно, впечатляет. Но на самом деле она была бы втрое, а то и вчетверо выше, если бы не беспрецедентные меры, предпринятые банком для сохранения сбережений его клиентов. На самом деле, у других банков эти суммы явно выше. Но они об этом предпочитают молчать.
"Посмотрите на динамику мошенничества по нашим картам. Такой информацией с вами не поделится ни один банк. И это при том, что мы достигли космического уровня противодействия. Наши модели останавливают более 80% этого безумия и если бы не они, эти цифры были бы в три-четыре раза выше», – сообщает Гороховский.
Собственно, и сам monobank никогда до сих пор не обнародовал такой статистики. Но его совладелец решил, что настала пора говорить об этом вслух. Ведь львиную долю этих потерь можно было бы предотвратить, если бы люди соблюдали финансовую гигиену, и сами не оставляли аферистам те или иные данные своих карт. Или, если бы не были чрезмерно доверчивыми и не рассчитывались за товар в Сети до того, как смогут взять его в руки.
Итак, мошенники усвоили немало приемов кражи денег у доверчивых украинцев. А гражданам следует усвоить только один постулат: никогда и никому не разглашать ничего лишнего, что касается их банковской карты.
В банке выделили топ-5 любимых мошеннических приемов, на которые более всего "повелись" в этом году клиенты monobank. Среди них такие:
- социальная инженерия;
- несанкционированный доступ к информации или системам хранения информации;
- фальшивые сборы средств или волонтерские инициативы;
- выманивание данных;
- потеря карты или девайса.
Олег Гороховский считает, что финансовую осведомленность нужно каждому украинцу прививать как вакцину. Но, к сожалению, большинство эту прививку проходит не в условиях "стационара", а дома – на собственном горьком опыте.
"Иногда у меня складывается ощущение, что финансовая осведомленность должна прививаться как вакцина - пришел в больницу, зашел в специальный кабинет, тебе врач звонит, ты сообщаешь ему пин-код своей карточки с тебя списывается Х грн, и ты вакцинирован. Также нужны специальные кабинеты для вакцинации от брокеров, от выкупа родственников и выигрыша в случайные лотереи", - перечислил банкир любимые "басни", на которые аферисты ловят доверчивых людей.
Со всех медиа-ресурсов, блогов и мессенджеров украинцев призывают быть бдительными, не разглашать данных своих карт и не обольщаться неожиданными щедрыми выигрышами. И все равно, ежемесячно около 5 тысяч украинцев становятся легкой добычей мошенников и теряют свои деньги.
"Не буду больше призывать к благоразумию, потому что делал это уже раз пять. Просто скажу – для тех, кто читает мой блог, вакцинация не нужна и пин-коды вы никому не передаете, так как автоматически финансово осведомлены. Но это не точно(" - подытожил банкир.
Теперь слово – за другими банками. Может и они когда-нибудь раскроют подобную статистику.
Напомним, в НБУ рассказали, что делать клиентам, если банкомат не выдал наличные деньги, но деньги со счета списал.